Острые противоречия, которые пронизывали русское общество на протяжении многих десятилетий, прорвались в 1917 году сразу двумя революциями. Миллионы подданных огромной империи с оружием в руках выясняли: какое устройство общества примет Россия после свержения самодержавия.
В редком предмете как в капле воды находит свое отражение история целого народа. Тем ценнее для нас небольшая фотография, хранящаяся в фондах нашего музея.
Евтихий Ефремович Шеверножук впервые принял участие в боях в возрасте 18 лет на полях сражений Гражданской войны. Шел 1920 год. К этому моменту собственно война подошла к своему завершению. В Забайкалье Красная армия добивала остатки белых частей, отрядов под командованием разнообразных атаманов, а также просто бандитов. Похожий процесс шел по всей стране. Только в Крыму еще предстояло схватиться с бароном Врангелем, а на Украине разгорались сражения с поляками. В этот момент многие красные партизаны вышли из лесов и влились в состав Красной армии.
Такой путь проделал и молодой человек, запечатленный на фотографии. Ему практически сразу по прибытии в часть выдали форму, оружие и стали готовить к предстоящим боям.
К этому периоду, предположительно, относится и настоящая фотография. На ней молодой красноармеец запечатлен в форме того времени. Фотография вставлена в эмалированную оправу красного цвета. Сама оправа украшена по краям растительным орнаментом белого цвета. Сама техника исполнения этого предмета отсылает нас к традициям портретной живописи 18-19 веков, когда представители дворянских родов заказывали небольшие изображения своих близких именитым художникам. С развитием фотографии подобные предметы стали доступнее и представителям более широких масс населения.
Этот предмет сопровождал Евтихия Ефремовича Шеверножука на протяжении практически всей службы. Гражданская война, зимняя война с финнами и, наконец, Великая Отечественная с первого до последнего дня. За бои в районе станции Поныри летом 1943 года полковник Шевенрожук был удостоен редкой награды: ордена «Александра Невского».
Впоследствии портрет был передан в фонды Поныровского музея Курской битвы. |