Главный полицай Левобережной Украины
Сегодня мы говорим об очень примечательном персонаже. Действительно, не каждому всего за полгода удавалось пройти путь от капитана Красной армии до неофициального звания «главного полицая Левобережной Украины». Немцы и венгры отмечали его жестокость и непримиримость в борьбе с большевизмом. А сам он упорно пытался восстановить свое родовое поместье, которое было утрачено по итогам революции 1917 г.
О взлетах и падениях одного из самых известных деятелей украинской вспомогательной полиции читайте в нашем материале.
Давайте знакомиться: Константин Добровольский!
Константин Августович (Августинович) Добровольский родился 9 мая 1906 года в семье крупного землевладельца. На свет маленький Костя появился в селе Савенки Корюковского района Черниговской области. Сам он позднее указывал, что его отец имел более 500 десятин земли. Таким образом, семья нашего героя принадлежала к немногочисленной прослойке российских латифундистов.
Константин был младшим сыном черниговского дворянина Августина Францевича Добровольского. У него также было три старших брата и две сестры. В 1942 году в своей биографии Константин Августинович утверждал, что «в годы революции вся семья была уничтожена большевиками».
До 1917 года Добровольский учился во Владимирском кадетском корпусе в Киеве. А после революции, «скрываясь от преследований большевиков», проживал несколько лет с отцом в Сосницком уезде Черниговской области.
В 1922 году Константин Августинович обзавелся подложными документами на фамилию Кравченко. После этого он перебрался в Москву, выдавая себя за сына красного партизана. В столице Добровольский несколько лет работал в частной автомастерской, а затем водителем у крупного торговца Каплана. Параллельно с этим молодой человек, которому только-только исполнилось 20 лет, «учился на вечернем факультете Института Международного права».
Все это продолжалось до сентября 1926 года, когда К.А. Добровольский был разоблачен и арестован. Ему были предъявлены следующие обвинения:
Антисоветская агитация,
Антисемитизм,
Сокрытие социального положения и происхождения,
Проживание в Москве по подложным документам.
В марте 1927 годы К.А. Добровольский был отправлен из Московской Сокольнической тюрьмы (более известной как Матросская Тишина) в «Средне-Калымск» (очевидно, Среднеколымск). Ему было назначено наказание в виде 10 лет ссылки.
Как проходило отбытие срока К.А. Добровольский в своих автобиографиях не указывает. Однако тот факт, что он в мае 1937 года был принят должность старшего плановика в Колымлестрест, косвенно свидетельствует об относительно легком режиме пребывания в ссылке.
Более того, уже в следующем году он экстерном сдал экзамены по программе Планово-Экономического Института, получив диплом инженера-экономиста. Это ему пригодилось уже в сентябре 1938 года, когда он стал начальником группы планирования Колымлестреста. Еще через год он был повышен до начальника отдела снабжения Колымлестреста.
Советский ссыльный в армии
Ссыльный, социально чуждый и т.д. и т.п. Казалось, что с такой анкетой Константин Августинович не сможет нормально устроиться ни в одной силовой структуре. Кстати, сам коллаборационист даже писал об этом в своей автобиографии. Однако в том же документе он привел свой послужной список, который вызывает чувство легкого недоумения. Судите сами.
В 1938 году К.А. Добровольский во Владивостоке сдавал экзамены «за Военную Артиллерийскую школу», получив из-за судимости интендантское звание. С присвоением звания нет полной ясности, т.к. его присвоили только в 1940 году. Но вот что интересно: стал К.А. Добровольский сразу капитаном (получил эквивалент этого звания).
Из сколь-нибудь нормальной службы за его плечами к тому моменту были только учебные сборы в 3-й стрелковой дивизии длительностью 45 дней в 1939 и 60 дней в 1940 годах.
Весной 1941 года плановика-снабженца отправляют в командировку в далекий Днепропетровск для закупок оборудования и инструментов. Еще в дороге его застало известие о начале войны.
По собственному признанию К.А. Добровольского он очень боялся, что его призовут в армию, а затем из-за судимости отправят в глубокий тыл. Имея твердое намерение перейти на сторону противника, он направился в Днепропетровский военкомат. Там он воспользовался неразберихой и подал заявление об отправке на фронт.
Нехватка кадров в первые дни войны была просто ужасающей, поэтому капитана-резервиста никто толком не проверял. На передовую он попал командиром артиллерийского дивизиона.
Когда сбываются мечты
4 августа 1941 года К.А. Добровольский перешел на сторону противника. Началась новая глава в его жизни. Для начала ему пришлось вспомнить свое далекое шоферское прошлое. В «танковом отряде СС» он исполнял обязанности шефа группы русских трофейных машин.
Константин Августинович Добровольский
Уже тогда проявилось огромное желание Константина Августиновича выслужиться перед немцами. Он «принимал непосредственное участие во фронтовой операции на Киев и в уничтожении жидов».
По достоинству оценив своего нового сторонника, оккупанты 22 сентября 1941 года отпустили его на родину в город Сосницы Черниговской области. Там он должен был принять активное участие в организации новой власти, полиции и борьбе с партизанами.
На новой работе К.А. Добровольский развил кипучую деятельность. Пользуясь тем, что оккупационный режим еще не сложился, а инструкции ему были даны довольно расплывчатые, бывший капитан для начала распространил свое влияние далеко за пределы Сосниц. К декабрю 1941 года его полицейский отряд действовал в Батурине, Коропе, Корюковке, Сновске, Нежине и других городах, и поселках.
Дело было в Понорницах
Чем же занимались неоперившиеся еще полицейские подразделения на Украине в 1941 году? Горячие сторонники национал-социализма, конечно, начнут рассказывать о поддержании правопорядка, организации службы пожарной охраны, защите имущества граждан от посягательств партизан и прочих элементах спокойной жизни. Однако при чтении документов тылового района группы армий Юг на язык просятся совсем иные слова: резня и беспредел.
Ярче всего это можно увидеть на примере понорницкого дела.
Из показаний полицая Овсиенко Анатолия Васильевича:
«III. В части истребления понорницких жидов.
В начале декабря наш отряд в 36 человек выехал в Понорницу. Из камеры полиции взяли с собой одного жида и по дороге на Лысой горе встретили еще жида и жидовку. Двух мужчин-жидов мы там же расстреляли, а женщину повезли с собой…
По приезде в Понорницу ШИЛО (командир отряда) дал распоряжение к 12 часам ночи арестовать всех жидов, конфисковать их имущество, допросить, обыскать и в подвале расстрелять. Там же Шило сам разрешил желающим из нас выводить из камеры молодых жидовок и их насиловать. Я лично этого не делал и даже не видел, кто насиловал»…
Собственно говоря, там таких рассказов полным-полно. Но немцы заинтересовались деятельностью своих прихлебателей не по причине жестокого обращения с советскими гражданами еврейской национальности. Нет. Оккупантов возмутил тот факт, что конфискованное у казненных имущество полицаи начали раздербанивать самостоятельно. Среди прочего командир карателей прикарманил немного золотишка (несколько монет и колец). А вот тут дело стало принимать скверный оборот уже для К.А. Добровольского, т.к. по показаниям некоторых полицаев он был «в доле» с Шило.
Служба продолжается
Попавшему под подозрения коллаборационисту срочно нужно было смыть с себя все подозрения, поэтому он, очертя голову, ринулся на борьбу с партизанами. В конце 1941 года набранный К.А. Добровольским отряд был передан в распоряжение 197-й фельдкомендатуры. А затем его передали в ведение 194-й фельдкомендатуры. Эти перетасовки также помогли забыть историю с еврейским золотом.
С партизанами К.А. Добровольский сражался яростно. Уже в послевоенный период венгерские офицеры, служившие с ним, вспоминали его как человека жестокого. Трудно себе даже представить, что должен был вытворять коллаборационист для такой оценки от венгров. Особенно, если учитывать «художества» самих венгров.
Помните старые байки о том, что партизан до середины 1942 года почти не было? Расскажите о них К.А. Добровольскому, которого эти самые партизаны успели к середине года ранить трижды. Да и вообще, противник у черниговских полицаев был крепкий – партизанское движение на Черниговщине возглавлял талантливый организатор Алексей Федорович Федоров. Во многом благодаря его усилиям К.А. Добровольский не смог развернуться на всю катушку.
Но даже так предателя по достоинству оценили: он успел получить награды и благодарности от 4 полковников и одного генерала.
А затем его карьера сделала крутой поворот
Продолжение следует |