- Может ли летать птица, лишенная
крыльев ?
Нет. Конечно. Что за вопрос ! А
летчик без руки? Может. Такой, как Иван
Антонович Леонов, может! И он летал. В
это трудно поверить, но где пределы
мужества, где грань возможного и
невозможного, невероятного, через
которую бы не переступали бы люди на
войне? Наши, советские люди.
Он был прирожденным летчиком
из числа таких, о которых говорят :
«Создан для неба». Путь в авиацию начался
для него, как и у многих других его
сверстников: завод, комсомол, аэроклуб,
школа пилотов. И – война. Воевал под
Москвой, был истребителем, летал в
разведке – обычная боевая работа. 15
июля 1943 года самолеты лейтенанта Леонова
и его командира старшего лейтенанта
Шестака, летчиков 192 авиационного
истребительного полка были атакованы
четырьмя ФВ -190. Леонов принимает удар
на себя, спасая жизнь командира, в упор
сбивает ФВ-190, одновременно другой
немецкий летчик подбивает самолет
Леонова, а сам летчик получает тяжелейшее
ранение левой руки и плечевого сустава.
С большим трудом удалось
Ивану из горящего самолета выброситься
с парашютом, в затяжном прыжке. Даже
беззащитного раненого летчика не
оставляли фашистские стервятники,
расстреливая его из пулемета. Уже много
позже узнал Иван Антонович о том, что
раненый, без сознания, упал он на
нейтральную полосу вблизи немецкого
летчика с подбитого им самолета. Настоящая
дуэль разыгралась между нашей и немецкой
пехотой за летчиков. Вытащить нашим
бойцам удалось его только с наступлением
темноты, но они его все равно отстояли,
не позволили немцам пленить отважного
сокола.
Много месяцев провел Леонов в
госпиталях, ему была сделана не одна
операция, левую руку врачи ампутировали
до плеча, но ему было всего 20 лет, очень
хотелось жить и конечно летать. Во сне
он видел своих боевых друзей и полеты…
Наперекор всем и всему он вернулся в
авиацию и стал начальником станции
наведения. Но эта была наземная служба,
хотя и очень опасная, а так хотелось
летать, и с этой просьбой обращается
Иван Антонович к командующему воздушной
армии генералу М.М. Громову, прославленному
летчику, участнику беспосадочного
перелета из Москвы в Америку в 1937 году.
Ему он и поведал о своей придумке – как
управлять газом самолета без левой
руки. С разрешения генерала Громова,
Леонов опробует варианты полета на
ПО-2, а затем сконструировав протез,
прочно освоил технику полета на этом
типе самолета. Сто десять боевых вылетов
сделал летчик Леонов и половину из них
– без руки. Почти до конца войны служил
он в эскадрилье связи. Возил в полки
документы, почту, задания, летал к
партизанам в тыл врага. Не раз, на бреющем,
над самой землей, задевая верхушки
деревьев, уходил он от настигающих его
истребителей противника.
Боевой путь Ивана Леонова
завершился под Кенигсбергом. Он и после
войны оставался таким же целеустремленным
: работал, учился, растил своих детей,
да еще и брал воспитанников из детского
дома. И никакого снисхождения к себе и
скидки на инвалидность. И что тут такого,
после освоения самолета, научиться
водить мотоцикл, а потом автомобиль
одной рукой ?. Он играет на аккордеоне,
на пианино, увлекается фотографией,
конструированием, пишет стихи. А когда
возглавлял профтехучилище в г. Брянске,
прошел с ребятами на лодках по всей
Десне, а потом привел флотилию в Киев.
Он и до настоящего времени много внимания
уделяет общественной работе, молодежи.
Живет летчик с необычной судьбой
в г. Туле. |